Управляющий совет как орган государственно-общественного управления образовательным учреждением

Опубликовано: 25.09.2017 Автор: direktor

 Авторы:  

1. Гольцова Наталья Викторовна, заместитель директора муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней образовательной школы села Стегаловка Долгоруковского муниципального района.

2. Карцева Светлана Дмитриевна, учитель химии и биологии муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней образовательной школы села Стегаловка Долгоруковского муниципального района, секретарь Управляющего совета

Аннотация. В статье описан опыт практической работы Управляющего совета небольшой сельской школы. В ней раскрываются основные задачи Управляющего совета и его роль в решении программы развития образовательной организации. Авторы доказывают, что Управляющий совет – одна из моделей государственно - общественного управления школой.

Адресована руководителям образовательных организаций, членам управляющих советов, родителям.

The article is about practical experience of the governing Council in a small village school, its main tasks and its role in development programme of educational organization. The article is addressed to school leaders, members of the governing Council and parents.

Ключевые слова.

Управляющий совет

Общественно –государственное управление

Соуправление

Что такое Управляющий совет и для чего он нужен школе?

Прежде всего, это орган соуправления образовательным учреждением. Именно - соуправления. О том, что такой орган необходим нашей школе мы стали задумываться, когда летом 2009 года познакомились с опытом работы Управляющего совета МОУ гимназии № 19 им Поповичевой. Эффективность работы школы будет намного выше, если участие в ее управлении будет принимать какой - либо коллегиальный орган, в котором были бы представлены все категории заинтересованных участников образовательного процесса: директор образовательного учреждения, педагоги, родители, обучающиеся, работники школы, учредитель, представители хозяйствующих субъектов, депутаты, сельская общественность.

Первое заседание управляющего совета нашей школы прошло 18 декабря 2009 года. Все организационные мероприятия по его созданию проходили в соответствии с методическими рекомендациями по организации деятельности Управляющих советов, разработанных ЛИРО в 2008 году и приказа управления образования и науки Липецкой области № 528 от 20.05.2009 «Об утверждении Примерного положения об Управляющем совете в общеобразовательных учреждениях Липецкой области.

Так  зачем нужен Управляющий совет?

Надо сказать, что и ранее к управлению школой привлекались общественные организации (в городе это были шефские организации, на селе – сельскохозяйственные предприятия). Совет школы и родительские комитеты на протяжении многих лет являлись важным управленческим звеном. Но тогда в совет школы входили лишь учителя и родители. В Управляющий совет, помимо них, теперь входят и обучающиеся, и представители учредителя, и кооптируемые представители общественности. Это делает такую форму управления более прозрачной, более открытой для общества.

Основными задачами Совета являются:

определение основных направлений развития Учреждения, особенностей его образователь­ной программы;

повышение эффективности финансово-хозяйственной деятельности Учреждения;

содействие созданию в Учреждении оптимальных условий для осуществления образова­тельной деятельности и форм его организации;

контроль за соблюдением здоровых и безопасных условий обучения, воспитания и труда в Учреждении;

защита и содействие в реализации прав и законных интересов участников образовательного процесса.

Наш Управляющий Совет успешно справляется с поставленными перед ним задачами.

Вот только несколько примеров важных вопросов развития МБОУ СОШ с. Стегаловка, в решение которых внес свой вклад УС:

- открытие на базе школы второй группы, реализующей программу дошкольного образования;

- введение видеонаблюдения в рамках акции «Антитеррор» (видеонаблюдение в нашей школе установлено с 2010- 2011 учебного года);

- приобретение школьного автобуса, соответствующего ГОСТУ «Автобус для перевозки детей. Технические требования» за счет спонсорских средств ООО УК «Черноземье» (в последствие, агрофирма «ТРИО»);

- введение с 1 сентября 2011 года обучения по индивидуальным учебным планам на уровне основного общего образования;

- переход с2012 -2013 учебного года на пятидневную рабочую неделю;

- организация двухразового питания обучающихся за счет привлечения родительских средств;

-открытие и продление школьных маршрутов (и по базовой школе и по филиалу);

- обучение детей - переселенцев с территории Украины.

Очень взвешенно отнеся УС к ликвидации филиала в соседнем селе Свишни. По этому вопросу Совет собирался два раза. Глава администрации этого поселения является членом управляющего совета как родитель. Он, объективно оценив ситуацию, признал, что контингент обучающихся в селе резко уменьшился в связи с уменьшением численности работоспособного населения и отсутствием рабочих мест. При организации надлежащего подвоза всех детей можно обучать в базовой школе, где уровень оказания образовательных услуг выше и успешнее происходит социализация школьников. Данное авторитетное мнение стало решающим при принятии Советом конечного решения в процессе голосования.

В настоящее время наше учреждение состоит из базовой школы и филиала, расположенного на расстоянии 30 километров от нее. Филиал также представлен в Управляющем совете. Поэтому в последние два года его заседания проходят в режиме видеоконференции благодаря наличию оборудования для дистанционного обучения.

Без решений Управляющего совета не принимается ни один локальный акт, ни одно изменение и дополнение в Устав школы.

Ежегодно с ним согласовываются образовательные программы, компонент образовательного учреждения государственного образовательного стандарта общего образования, выбор учебников из числа рекомендованных (допущенных) Министерст­вом образования и науки Российской Федерации, календарный учебный график учреждения, отчет о самообследовании по итогам прошедшего учебного года (ранее Публичный доклад), план работы школы на новый учебный год. «Дорожные карты» и карты готовности к введению Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного, начального общего и среднего общего образования также обсуждались коллегиально.

Кроме этого коллегиальный орган общественного управления школой рассматривает аналитическую информацию руководителя учреждения о показателях деятельности работников (являющуюся основанием для установления выплат) и утверждает сводные оценочные листы. В его компетенции находится также готовность базовой школы и филиала к новому учебному году, организация дополнительного образования и питания, подвоза обучающихся, контроль за соблюдением здоровых и безопасных условий обучения, воспитания и труда в Учреждении и многие другие вопросы.

На заседаниях Управляющего совета по представлению директора школы утверждается смета расходования средств, полученных из вне­бюджетных источников и заслушивается его отчет по их использованию.

Современная школа не должна оставаться один на один со своими проблемами. Участие педагогов, учеников и их родителей в жизни школы необходимо. Проблемы школы не являются теперь головной болью только директора школы.

Обсуждая вопросы развития образовательного учреждения, каждый из членов совета понимает значимость общего дела. Для родителей важны вопросы безопасности и здоровьясбережения их детей во время учебно-воспитательного процесса. Они активно включились в ходе обсуждения проблемы медицинского обслуживания школьников и воспитанников ГДО, организации летней трудовой практики обучающихся, привлечения спонсорских средств для ремонта спортивного зала и оборудования хоккейной коробки.

   Отрадно, что важность решаемых проблем осознают и ученики, входящие в Совет. Они чувствуют свою значимость особенно тогда, когда видят, что к их мнению прислушиваются. Здесь показателен пример обсуждения Положения о школьной форме. Обучающиеся высказали много предложений и настояли, чтобы в Положение внесли фразу «разрешить ношение помимо формы однотонных расцветок, одежду в строгую неброскую клетку и полоску».

Управляющий Совет - это своеобразная переговорная площадка, которая объединяет представителей разных органов управленияшколой, где все участники могут обсудить и договориться, в каком направлении развиватьсяшколе, и далее всем вместе включиться в реализацию поставленных целей и задач. За годы его существования в нашей школе в качестве кооптированных членов было представлено несколько представителей учредителя – отдела образования администрации Долгоруковского района. Участие в работе Управляющего Совета нашей школы позволяет им глубже вникать в проблемы всех образовательных организаций муниципалитета, видеть жизнь подведомственных учреждений изнутри. Они всегда активно участвуют в обсуждении всех вопросов и говорят о том, что такая работа вливает в их деятельность «новую кровь», помогают принимать необходимые управленческие решения в рамках всего района.

Шестилетний опыт эффективной работы Управляющего совета показал, что члены совета обладают умением работать в команде, люди неравнодушные, заинтересованные. Нам повезло, что бессменным руководителем Управляющего совета является глава крестьянско - фермерского хозяйства Карташов Юрий Анатольевич – выпускник нашей школы, истинный патриот своей малой Родины, портрет которого в 2015 году размещен на областной Доске Почета. В состав совета он вошел как родитель ученика первого класса, теперь этот ученик уже в 7 классе. А Юрий Анатольевич единогласно переизбирается председателем совета. Как человек, который привык ко всему относиться серьезно и ответственно, он погружается в проблемы школы, по каждому вопросу имеет свое мнение и активно содействует выполнению решений управляющего совета. В том числе и своим личным участием в оказании помощи в обработке школьного огорода, расчистке территории школы от снега, оборудовании школьного гаража, приобретении новогодних подарков и в решении многих других насущных проблем жизнеобеспечения образовательной организации.

Когда школой управляют только представители официальной «властной вертикали» — учредители школы, члены школьной администрации во главе с директором характер управления можно обозначить как «государственный». Но если к реальному управлению школой начинают приобщаться и представители общественности, возникает иной, более демократический государственно-общественный характер управления. Это делает такую форму управления более прозрачной, более открытой для общества. Директор школы перестает быть «единоначальником», у него появляются «соуправители».

     За время существования Управляющего совета в нашей школе в его составе работали более 50 человек.

Управляющий совет — это действительный и дееспособный орган государственно-общественного управления образовательным учреждением, организационный механизм партнерства, согласования целей и интересов государства и общества в системе образования на уровне школы.

Список литературы.

1. Вариативные модели школьных управляющих советов в России: создание, деятельность, сопровождение. Под ред. А.М. Моисеева.-           М., 2005

2. Методические рекомендации по организации деятельности управляющих советов/ сост. Л.А. Черных, Л.А Ротобыльская, Г.Н. Ефимова. – Липецк: ЛИРО, 2008

3. Региональное образование: современные тенденции» (РОСТ), информационный и научно-методический журнал №2, 2009 г.