Русские печи с. Стегаловка.

Опубликовано: 18.12.2018 Автор: stegadmin

8888

  Наш школьный музей «История села» -это целый мир! В нем собраны экспонаты различных времён и эпох. Бывая в нем, я имею возможность прикоснуться к далекой старине. Рассматривая старинные вещи, любуясь ими, слушая рассказы экскурсовода, я испытываю трепет, ведь передо мной частицы истории. У каждого есть своя малая Родина. Для меня это мое село Стегаловка, где я родилась, росту и живу сейчас. Особенно меня впечатляет зал «Крестьянская изба». Когда я вхожу в него, я словно попадаю в прошлое. Комната напоминает настоящую избу, в которой жили мои прадеды и сказку одновременно. В зале Русской избы я впервые познакомилась с русской печью. На нее сразу обращаешь внимание, она занимает почти пол-избы. По словам экскурсовода Карцевой С.Д., русская печь занимала второе место по значимости и святости в крестьянской избе после Святого (Красного) угла. Мне стало интересно, а сохранились ли русские печи в Стегаловке в настоящее время, ведь раньше я о них только в сказках читала.

В словаре Даля говорится: «Русская печь, кирпичная или битая, для тепла и варки пищи, печения хлеба. Печь нам мать родная. На печи все красно лето. Добрая то речь, что в избе есть печь. Хлебом не корми, только с печи не гони!» Многие слова произошли от слова печь « обеспеченный человек», то есть имеющий в избе печь, обеспЕчение – значит, заботится о ком-то, опекать, как печка.

Со слов специалиста сельской администрации я узнала, что в Стегаловке почти 500 домов, все они являются частными владениями. Где-то в двадцати из них сохранились русские печи в настоящее время.

   Я отправилась на поиски печей. Оказывается, русские печи сохранились в домах следующих хозяев: Мясоедов Николай Васильевич, Скуридина Евдокия Петровна, Саввин Владимир Семенович, Саввина Нина Ивановна, Образцова Вера Александровна, Руднев Евгений Васильевич и др.

     Я побывала в гостях у замечательного человека и хозяина Мясоедова Николая Васильевича. Он мне рассказал, как работает русская печь. Печка у Николая Васильевича в идеальном состоянии. Большая, нарядная, ухоженная. Видно, что хозяин ее бережет и ценит.

Николай Васильевич рассказал, что печи по высоте устья строились под хозяйку дома, под ее рост. Ведь большую часть времени хозяйка проводила у печи. Размер лежанки определялся числом членов семьи, чем больше народу, тем больше печь.

9999

Русская печка почти всегда стояла в центре дома, чтобы обогревать все его уголки равномерно. Есть в нашем селе печник Саввин Владимир Семенович, который поведал, что печи строили из красного кирпича, глину брали местную по берегам речки Свишни. В основании печи клали дубовые бревна, на них насыпали сухой речной песок, и только потом шла кирпичная кладка.

   Другой основной функцией русской печи является приготовление пищи и выпечка хлеба. Со слов жительницы села Скуридиной Евдокии Петровны, хлеб пекли ржаной, в печки варили щи, каши, картошку. Топили печь дровами, соломой. Пищу можно было варить или парить, жарить, печь или томить. Иногда обходились и без посуды - например, для приготовления подового хлеба, который выпекался прямо на поверхности пода после топки.

     В селе Стегаловка сохранились и берегутся русские печи.   Я спрашивала у односельчан, зачем в настоящее время, когда все пользуются газовым отоплением, газовыми и электрическими печами, они берегут в своих домах русские печи. Ответы были такими: на случай, если газа не будет; память о прошлом. Русская печь играла большую роль в жизни моих односельчан, ведь они ей придавали особое значение – значение «кормилицы», хранительницы тепла и уюта, определяли главным предметом в избе. И сейчас русскую печь используют, но в большей части не по назначению.

Вот так моя экскурсия в школьный музей превратилась в экскурсию по селу Стегаловка, в его настоящее и прошлое. И чтобы в прошлое попасть, не надо в сказки ходить.

Ученица 8-а класса МБОУ СОШ с. Стегаловка Панова Анна.