МБОУ СОШ Стегаловская средняя общеобразовательная школа представляет музей « ИСТОРИЯ СЕЛА».
"Изучая предков, узнаем самих себя,
без знания истории мы должны
признать себя случайностями, не
знающими, как и зачем пришли
в мир, как и для чего живем,
как и к чему должны стремиться:"
В. О. Ключевский.
Краеведческий музей Стегаловской средней школы официально открылся в апреле 2009 года. Материалы для музея собирало не одно поколение юных краеведов. За эти годы были десятки ярких и незабываемых встреч с героями ратных подвигов и трудовых будней.
Running Sneakers Store | Nike
Программа деятельности музея: поисковая и учебно-исследовательская работа по истории и этнографии села и района, истории школы. В музее 600 экспонатов основного и вспомогательного фонда.
Это: письма, фото, журналы, награды, дневники, книги, медали, знамена, кубки, предметы быта, личные вещи, украшения, одежда, утварь, оружие, монеты, земля Священных мест России, иконы, посуда, наконечники дротиков средневековья, альбомы, буклеты, макеты, стенды, проспекты.
Это: медали, фронтовые письма, награды, удостоверения к наградам, фото ветеранов войны, военные билеты, остатки оружия , найденного на территории села, записные книжки, планшеты, стенды, проспекты. В музее проводятся обзорные тематические экскурсии, уроки мужества и встречи. На материалах школьного музея проводятся внеклассные мероприятия: беседы, устные журналы, лекции и уроки истории. Ребята неоднократно являлись участниками областных и районных краеведческих конференций, за что были награждены грамотами и дипломами.
Музей занимает три просторных зала.
Зал «История села».
Наше село основано в Дикой степи, на окраине Московского государства в конце 16-го века. По всей вероятности, сначала это была одна из сторож, расставленных вокруг пограничного Ельца, для защиты от кочевников со стороны Дикого поля. По легенде, сохранившейся в памяти старожилов, сначала на вышке постоянно дежурили четыре казака. Самые распространённые местные фамилии - Григорьевы, Лукины, Пашковы, Саввины. Село никогда не было крепостным, а представляло собой мелкую казачью вольницу.
В конце 19-го века село было крупным волостным центром. Здесь было волостное правление с приставом, военно –конный участок со становым приставом, арестный дом, трактир, земская больница, изба – читальня, народное училище (школа), церковно – приходская школа, Успенская церковь, каменная, построенная в 1777году. До этого в селе была деревянная церковь, которая сгорела. Рядом с ней, на территории современной администрации находилась часовня. В музее находится постоянная экспозиция «Духовное наследие». Она включает в себя несколько ценных экспонатов. Это обломок колокола, сохранившийся с богоборческих времён и, обнаруженный при восстановлении храма. Он был передан музею протоиереем Петром. Это фрагмент старинной Плащаницы, псалтирь 19-го века для обучения детей чтению. Сохранились фотографии разрушенного храма.
История нашего села неотделима от истории страны. Экспонаты – свидетели всех этих исторических событий присутствуют в этом зале. Село было и остаётся самым крупным в районе. Одним из первых балтийский матрос Семён Лукин устанавливал в селе советскую власть. Здесь в 1923 году созданы первые комсомольская и пионерская организации. На территории села образовывались ТОЗы, известен ей и опыт Коммуны, здесь же был организован первый колхоз, затем второй, третий. Всего их на территории села было 11. В 1928 году открыта первая МТС, вначале 30-х первая и единственная в районе средняя школа (ШКМ) Трудно приходилось первым колхозникам. Основной тягловой силой были волы и лошади. Все работы выполнялись вручную. С 1957 г. начинается история колхоза «Заря коммунизма». Основное направление – полеводство и животноводство. В этом зале представлен материал о передовиках производства, о первом председателе объединённого колхоза кавалере Ордена Ленина, Григорьеве Павле Григорьевиче. Здесь имеются награды ВДНХ за высокие достижения тружеников совхоза, памятные знамёна. В 2002 г. колхоз распался и вошёл в состав СПК.
Большая экспозиция посвящена истории школы. Здесь помещены различные экспонаты, благодаря которым можно представить, какой была школа 20-го века. Можно посидеть за старой партой, полистать старые учебники, примерить пионерские пилотки и галстуки, рассмотреть школьную форму и всю пионерскую атрибутику: горн, барабан, знамёна и флаги. Всё многообразие школьных ТСО, начиная со старинных напольных счетов, ручек с пёрышком до компьютеров размещено в витринах. На стенах находятся стенды с фотографиями учителей, картины начала 20-го века местного художника Павла Рощупкина, карта почвенных ресурсов колхоза «Заря коммунизма», этнографическая вышивка кружевной артели, Переходящее Красное знамя, вымпелы победителей соцсоревнования и многое другое. В витринах хранятся многочисленные документы по истории школы, коллективизации, социальной застройке села. Отдельная витрина занята денежными знаками различного достоинства и времени. Много экспонатов из советского и досоветского периода: музыкальные инструменты, посуда, утюги. Самовары, фотоаппараты, радиоприёмники, проигрыватели, магнитофоны и многое другое.
Зал «Крестьянская изба».
Добро пожаловать в настоящую крестьянскую избу. Красный угол избы – почетное место. Здесь размещены иконы, горит лампада. Всякий гость, входивший в избу, у порога снимал шапку, трижды крестился и кланялся образам, а уж только потом здоровался с хозяевами. В красный угол сажали самых дорогих гостей. Во время свадьбы здесь сидели молодые.
Душой русской избы была печь. «Догадлив крестьянин, на печи избу поставил,» - гласит русская пословица. В нашей избе макет настоящей русской печи в полный размер, с лежанкой, с припечком и подпечью. Печь имела удобные приспособления. Например, в боковой стене делались не глубокие ниши, печурки, где сушили носки и варежки. Печь давала людям тепло, в ней готовили пищу.
Угол возле печи был рабочим местом хозяйки дома и назывался «бабий кут». Есть ухваты и кочерга, ушат, чаплейка, нехитрая крестьянская посуда: глиняные горшки, кувшины, крынки, деревянные ложки.
Мебели в избе немного: стол, лавки, скамьи, сундуки, посудные полки. В сундуках крестьяне хранили одежду. Их количеством в доме измеряли достаток семьи. Мастерили из дерева, а обивали для прочности железными полосами .Убранство избы хлопчатобумажное, много вышивки:
рушники, накидки на сундуке, наволочки на подушках, отдельные салфетки. Особую ценность в нашей избе имеет настенный льняной ковёр и половички кустарного производства. Почётное место занимает самодельный наряд девушки начала 20-го века. У печи стоит чугунная заслонка, изготовленная на тульском заводе Демидова. На полу корзины, севалки. В углу стоит коромысло и деревянная лопата для провеивания зерна на току. У печи, на стене висят лапти. Одна стена полностью занята крестьянскими орудиями труда и быта: серпы, ножницы для стрижки овец, цеп для вымолачивания зерна, гребни для расчёсывания овечьей шерсти, прялка, фрагмент ткацкого станка.
Здесь есть люлька для ребёнка и колыбель. Все экспонаты этого зала имеют особую ценность.
Старинные украшения, самовары, утюги, чугуны, глиняные кувшины, ручную маслобойку, часы с кукушкой, - всё это можно увидеть в крестьянской избе. Украшают этот зал вышивки гладью и крестом, узорчатые плетения, накидки и рушники местных рукодельниц.
Зал «Боевой Славы».
В зале «Боевой Славы» собран богатый материал о Великой Отечественной войне. Это документы, награды, письма, фотографии. Немые свидетели войны: гильзы, снаряды, осколки оружия, штыки, пулемётные ленты, найденные на территории нашего села и подаренные членами областного поискового клуба « Неунываки».
Центральное место в зале боевой славы занимают стенды со списками погибших односельчан и кавалеров боевых орденов Красной Звезды, Славы, и Отечественной войны. Родина доверила им свою судьбу. Они же, не щадя своей жизни, боролись за наш мирный день и победили. В память о них составлен альбом «Ветеранам Великой Отечественной войны посвящается…»Противоположная стена занята стендами «Стегаловская больница во время Великой Отечественной войны», «Стегаовская МТС в годы ВОВ», « Наша школа в годы войны», »Воины интернационалисты».
Витрины заполнены документами, письмами, фотографиями, наградами. Немые свидетели войны: гильзы, снаряды, осколки оружия, штыки, пулемётные ленты, найденные на территории нашего села и подаренные членами областного поискового клуба « Неунываки». Отдельное место занимает витрина с армейской формой разных лет, подаренной бывшими военнослужищими – выпускниками школы. Оформлены альбомы: »Их приняла стегаловская земля», « Они спасли мир», «Помнит мир спасённый» и др. Особую ценность имеет земля с полей сражений: Прохоровки, Сталинграда, Подмосковья,Ленинграда.
Собран и представлен в этом зале музея материал о земляках, выполнявших интернациональный долг в Афганистане, отражает экспозиция «Афганистан болит в моей душе…», а экспозиция «Не для войны рождаются солдаты, а для того, чтоб не было войны…» рассказывает о ветеранах чеченской войны.
За годы существования музея его посетили много людей. Многие оставили записи о своих впечатлениях в книге отзывов.
Неоднократно наш музей награждён дипломами, как победитель районного смотра – конкурса школьных музеев, был победителем областных слётов, конференций.
Музей – гордость школы, частица нашей жизни. Это незатухающий очаг, здесь горит и не гаснет огонь любви к родному краю, к его людям.
В зале Боевой Славы проходят Уроки Мужества, экскурсии, встречи с ветеранами.
Положение о музее муниципального общеобразовательного учреждения МБОУ СОШ Стегаловская средняя общеобразовательная школа.
1.Общие положения
Музей «История села»(далее Музей) является систематизированным, тематическим собранием подлинных памятников истории, культуры , комплектуемых, сохраняемых и экспонируемых в соответствии с действующими правилами.
В основе поисковой и собирательской деятельности Музея лежит краеведческий принцип.
2.Основные понятия
Музейный предмет – памятник материальной или духовной культуры, объект природы, поступивший в музей и зафиксированный в инвентарной книге.
Музейное собрание – научно организованная совокупность музейных предметов и научно-вспомогательных материалов.
Комплектование музейных фондов – деятельность Музея по выявлению, сбору, учету и описанию музейных предметов.
Книга поступлений – основной документ учета музейных предметов.
Экспозиция – выставленные на обозрение в определенной системе музейные предметы (экспонаты).
3.Цели и задачи:
Музей способствует:
- воспитанию у детей и подростков края патриотизма, гражданственности, бережного отношения к традициям, культуре и истории своего и других народов;
- приобщению детей и подростков к историческому и духовному наследию Костромского края через практическое участие в сборе и хранении документов, изучении и благоустройстве памятников.
Задачами Музея являются:
- использование культурных ценностей города и края для развития детей и подростков;
- содействие в организации и проведении учебно-воспитательного процесса;
- охрана и пропаганда памятников истории, культуры и природы родного города, края;
- активная экскурсионно-массовая работа с обучающимися, с населением, тесная связь с ветеранскими и общественными объединениями;
- формирование фонда Музея и обеспечение его сохранности.
4.Содержание и формы работы
Музей принимает участие в плановых аттестациях, выставках, конкурсах, смотрах, включаются в программы культурно-патриотического и молодежного движения
Совет Музея:
- изучает литературно-исторические и другие источники соответствующей профилю музея, тематики;
- систематически пополняет фонды Музея путем активного поиска в туристских походах, экскурсиях;
- ведет строгий учет фондов в инвентарной книге, обеспечивает сохранность музейных предметов;
- создает и обновляет экспозиции, выставки;
-проводит экскурсионно-лекторскую и массовую работу для обучающихся и населения;
5. Организация деятельности Музея
Создание Музея является результатом целенаправленной, творческой поисково-исследовательской работы обучающихся и педагогов по теме, связанной с историей, культурой, природой родного края, и возможно при наличии:
-актива обучающихся, способного осуществлять систематическую поисковую, фондовую, экспозиционную, культурно-просветительскую работу;
-руководителя-педагога и активного участия в этой работе педагогического коллектива;
-собранной и зарегистрированной в инвентарной книге коллекции музейных предметов, дающей возможность создать Музей определенного профиля;
-экспозиций, отвечающих по содержанию и оформлению современным требованиям;
-помещения, площадки и оборудования, обеспечивающих сохранность музейных предметов и условия их показа;
6. Функции Музея
Основными функциями Музея являются:
-документирование природы, истории и культуры родного края;
-осуществление музейными средствами деятельности по воспитанию, обучению, развитию, социализации обучающихся;
-организация культурно-просветительской, методической, информационной и иной деятельности, разрешенной законом;
-развитие детского самоуправления.
7.Учет и обеспечение сохранности фондов Музея
Учет музейных предметов собрания Музея осуществляется раздельно по основному и научно-вспомогательному фондам:
-учет музейных предметов основного фонда (подлинных памятников материальной и духовной культуры, объектов природы) осуществляется в книге поступлений музея;
-учет научно-вспомогательных материалов (копий, макетов, диаграмм и т. п.) осуществляется в книге учета научно-вспомогательного фонда.
Закрепление музейных предметов и музейных коллекций в собственность МБОУ СОШ с. Стегаловка производится собственником в соответствии с законодательством Российской Федерации на праве оперативного управления.
Ответственность за сохранность фондов Музея несет руководитель образовательного учреждения.
Хранение в Музеях взрывоопасных и иных предметов, угрожающих жизни и безопасности людей, категорически запрещается.
Хранение огнестрельного и холодного оружия, предметов из драгоценных металлов и камней осуществляется в соответствии с действующим законодательством.
8. Руководство деятельностью Музея
Общее руководство деятельностью Музея осуществляет руководитель МОУ Стегаловская СОШ
Непосредственное руководство практической деятельностью Музея осуществляет руководитель Музея, назначенный приказом по образовательному учреждению –Майорникова Н.П. – учитель истории..
9. Реорганизация (ликвидация) Музея
Вопрос о реорганизации (ликвидации) Музея, а также о судьбе его коллекций решатся учредителем по согласованию с вышестоящим органом управления образованием.
Для передачи фондов Музеев в государственный или общественный Музей создается специальная музейная комиссия.
Программа работы музея
«ИСТОРИЯ СЕЛА
Составила:
МАЙОРНИКОВА Н. П. – учитель истории, руководитель музея.
2014 г.
Пояснительная записка
Необходимость создания в МБОУ Стегаловская СОШ краеведческого музея возникла в1985 году. Привлечение учащихся к поисковой и исследовательской деятельности позволяет сделать детей заинтересованными участниками процесса, т.е. субъектами, а не объектами воспитания.
Человек должен воспитываться на исторических, культурных традициях своего народа, должен помнить о прошлой жизни своих предков, их быте, промыслах и героическом прошлом.
С этой целью была создана программа работы школьного краеведческого музея «История села», которая предполагает изучение малой родины с точки зрения её истории, развития народных промыслов и культурных традиций, исследования условий жизни и труда в мирное и военное время жителей села.
С раннего возраста человек начинает осознавать себя частицей своей семьи, своей нации, своей Родины. Школьный музей вносит достойную лепту в воспитание патриотизма учащихся и помогает воспитать в наших детях чувство достоинства и гордости, ответственности и надежды, раскрывает истинные ценности семьи, нации и Родины.
Цели:
1. Способствовать воспитанию любви к родному краю, к его истории, культуре, быту, языку, расширению знаний об Отечестве, о своей малой родине;
2. Вырабатывать духовно-нравственные ориентиры у детей, приобщать их к здоровому, деятельному, творческому образу жизни;
3. Формировать у учащихся научно-исследовательское мировоззрение;
4. Способствовать социальной адаптации школьников, их профориентации;
5.Развивать и сохранять лучшие традиции школы, села.
Задачи:
1. Знакомить обучающихся с историей, бытом, традиционной культурой края.
2. Собирать материал, связанный с историческими событиями, жизнью и бытом людей, старинными обрядами, обычаями, праздниками, с народным языком;
3. Приобщать школьников к местной литературе, живописи;
4. Способствовать развитию навыков поисковой, научно-исследовательской деятельности;
5. Распространять знания, полученные в результате поисково-исследовательской работы, среди учителей, школьников, родителей;
Содержание (разделы)
1. Работа с активом музея.
• Обучение актива основам музееведения.
• Распределение между активистами музея определенных участков работы.
• Совместная теоретическая и практическая работа в музее.
• Совместное совершенствование содержания музейной комнаты и музейной работы.
• Организация соревнования между классами по основным направлениям деятельности музея: поисковой, благотворительной, творческой.
• Участие в издательской деятельности.
2. Поисково-собирательская работа и работа с фондами.
• Сбор предметов старинного быта, документов, фотографий, изделий, связанных с народным творчеством, ремеслом.
• Изготовление макетов частей крестьянской избы и усадьбы, предметов домашнего обихода, различных видов народной одежды.
• Приведение поступивших экспонатов в экспозиционный вид.
• Ведение учетной документации.
• Составление картотеки музейных предметов.
• Создание условий для хранения экспонатов и коллекций.
3. Научно-исследовательская деятельность.
• Запись народной лексики, связанной с предметами быта, с устройством русской избы, с орудиями и процессами крестьянского труда, одеждой и обувью, едой и напитками, ненормативной лексикой местного говора, составление тематических картотек.
• Собирание произведений фольклора: народных песен, частушек, сказок, загадок, пословиц, прибауток.
• Запись народных праздников, обрядов, обычаев, суеверий.
• Накапливание материалов по истории села Стегаловка.
• Написание рефератов учащимися на темы, связанные с историей, традиционной культурой, бытом, языком народа.
• Исследовательская деятельность руководителя музея, систематическое обобщение опыта.
4. Научно-экспозиционная работа.
• Формирование коллекций экспонатов.
• Создание и описание экспозиций.
• Организация постоянных (с изменением и пополнением) и временных выставок и экспозиций экспонатов, литературы, тематических материалов, творчества и достижений учащихся, учителей, родителей.
5. Экскурсионно-массовая работа.
• Разработка экскурсионных тем, подбор и систематизация соответствующих материалов.
• Проведение экскурсий, бесед, уроков, устных журналов, классных часов и т.п.
• Дни открытых дверей.
• Творческие отчеты.
• Использование музейных предметов на уроках и во внеклассной работе.
6. Творчество учащихся, ремесло.
• Проведение в музее занятий кружков, связанных с краеведением.
• Организация выставок творческих работ школьников, их достижений.
• Привлечение учащихся для демонстрации в музее поделок, изделий рукотворного мастерства.
• Организация соревнования между детьми и классами в творческой деятельности, постоянное подведение итогов.
7. Методическая, консультативная работа.
• Составление и дополнение лекций, бесед, тематических картотек, ведение учетной документации.
• Обучение и подготовка активистов музея для проведения экскурсий и т.д.
• Проведение семинаров, педмастерских, методических часов, связанных с лингвокраеведением, с музейной и краеведческой работой, для учителей школы и района.
• Консультации, практические занятия по работе с рефератами, проведению мероприятий и уроков с краеведческой тематикой, составлению программ и т.д.
8. Презентационная и издательская деятельность.
• Отражение деятельности музея в различных информационных источниках: на стендах музея
• Составление буклетов по школьному музею и его экспозициям.
9. Укрепление материально-технической базы музея.
• Изготовление стендов, витрин, макетов.
Методы и формы
Методы: словесные, наглядные, практические; репродуктивные и проблемно-поисковые.
Формы: экскурсия, беседа, лекция, практическое занятие, семинар, посиделки, выставка, устный журнал, путешествие, творческий отчет, встреча с интересными людьми, праздник, консультация, научная конференция.
Отслеживание результатов
• Ведение «Книги отзывов».
• Анкетирование, опросы.
• Творческие отчеты перед учителями, учащимися, родителями.
• Выставки собранных материалов, экспонатов, творческих и исследовательских работ.
• Систематическое подведение итогов по разным направлениям деятельности музея.
• Обобщение опыта работы музея.
Условия реализации Программы
• Использование всех возможностей музея в ознакомлении учащихся с историей, бытом, традиционной культурой, местным говором.
• Систематическая научно-исследовательская работа в музее.
Результат реализации программы
Создан школьный музей в соответствии с требованиями.
Реализация потребности детей в деятельности по интересам.
Самореализация ребят в дополнительном образовании, в выборе будущей профессиональной деятельности.
Более высокий уровень патриотизма к малой родине, влияющего на отношение к своей стране, своему народу.
Выработана чёткая система учебно –исследовательской деятельности по краеведению.
Музей - центр воспитательной работы школы, дополнительного образования детей.
Информационная карта
№ п/п |
Перечень необходимых сведений |
Сведения о музее, принимающем участие в конкурсе |
1 |
Наименование музея, почтовый адрес, контактные телефоны |
Школьный музей «История села». с. Стегаловка Долгоруковского района, Липецкой области. Ул. Школьная, д №5. |
2 |
Фамилия, имя, отчество руководителя музея, должность, стаж музейной деятельности |
Майорникова Н.П. -руководитель музея-учитель истории и обществознания. Стаж музейной деятельности-25лет |
3 |
Профиль музея. |
Комплексно-краеведческий. |
4 |
Год основания |
2009 г. |
5 |
Статус музея |
Свидетельство №12868 |
6 |
Источники финансирования музея, банковские реквизиты |
нет |
7 |
Краткая характеристика помещения, в котором расположен музей |
Музей находится в отдельном помещении ,занимает общую площадь 60 кв. м. В музее 3 выставочных зала, освещение электрическое, три оконных проёма. Музей надежно закрывается деревянной дверью. |
8 |
Наличие постоянной экспозиции с названием основных разделов, год создания экспозиции |
«Уголок Боевой славы «Крестьянская изба». «История села». |
9 |
Фонды музея, количество экспонатов основного и научно-вспомогательного фондов, наличие основного фондового помещения |
Основной фонд – 600 Вспомогательный музей -80 |
10 |
Материально-техническое состояние (техническая оснащенность, наличие музейного оборудования, оргтехники) |
Персональный компьютер, локальная сеть, принтер, сканер, Интернет. |
11 |
Основной штат сотрудников (количество) |
2 чел.на общественных началах: Майорникова Н. П. –учитель истории; Карцева С. Д. – учитель биологии. |
ПЛАН РАБОТЫ ШКОЛЬНОГО МУЗЕЯ
№ п/п |
Название мероприятий |
Сроки |
Ответственный |
Отметка о выполнении |
Организационная работа |
||||
1 |
Утверждение состава совета и актива музея |
сентябрь |
Майорникова Н. П. |
|
2 |
Встречи членов совета музея по направлениям работы |
по мере необходимости |
Майорникова Н. П. |
|
3 |
Организация работы секторов:
|
Члены совета музея |
||
4 |
Проведение экскурсий |
По требованию. |
Майорникова Н. П. члены совета музея |
|
Поисково-собирательная работа |
||||
5 |
Пополнение содержания альбома по истории села. |
в течение года |
Майорникова Н.П. |
|
6 |
Сбор материалов о: |
в течение года |
Майорникова Н.П. совет музея |
|
Исследовательская работа |
||||
7
|
Праздничная одежда. «Русская печь». « Русская балалайка». « История одной прялки, и др. |
Декабрь, Январь, апрель Майорникова Н. П., члены актива музея |
||
Фондовая работа |
||||
8 |
Учет и хранение |
в течение года |
Майорникова Н.П. |
|
9 |
Инвентаризация фондов |
Карцева С.Д. |
||
10 |
Нумерация предметов фонда |
Карцева .Д. |
||
12 |
Обновление мест хранения письменных предметов фонда |
Майорникова Н. П. Карцева С. Д. |
||
Экспозиционная работа |
||||
13 |
Обновить содержание витрин музея |
сентябрь-ноябрь |
Майорникова Н.П. Карцева С. Д. |
|
14 |
Обновление экспозиций |
в течение года |
Майорникова Н.П. Карцева С. Д. |
|
Эксукрсионно-массовая работа |
||||
15 |
. Конкурс сочинений, очерков, рефератов, стихотворений «Наш край в далеком прошлом» |
ноябрь |
члены актива музея |
|
16 |
История села |
октябрь |
Майорникова Н. П. |
|
17 |
Наша гордость – выпускники |
февраль |
Карцева С.Д. |
|
18 |
"Все начинается с учителя…” |
Майорникова Н.П. |
||
19 |
Участники локальных войн и вооруженных конфликтов |
февраль-май |
Майорниковаа Настя и члены актива музея |
|
20 |
Бы т селян |
январь |
||
21 |
Вклад односельчан в ВОВ |
апрель-май |
Майорникова Н.П. члены актива музея |
Характеристика музея
Материалы музея посвящены истории нашего села. Музей комплексно-краеведческий. Он находится в отдельном помещении. Руководителем музея является Майорникова Н. П. –учитель истории и обществознания.
Музей создан в 2009г.
Материалы музея собираются 25 лет. Начало было положено в 1990-ом году. В настоящее время в нашем музее насчитывается 600 экспонатов, которые представлены как на стендах, так и в фондах.
В музее представлены следующие постоянные экспозиции:
- Зал Боевой славы.
- Они защищали Родину.
- История села:
- История школы.
- История больницы.
- Крестьянская изба.
- Этнографический отдел.
- Духовная жизнь села.
- Село в годы социализма.
- Коллективизация в селе.
- Застройка села в годы развитого социализма.
- Денежные знаки СССР и постсоветского пространства в годы «перестройки».
- Военная форма Советской армии.
- Воины интернационалисты.
Экспонатов основного фонда – 600
Экспонатов вспомогательного фонда –80
Музей награжден грамотами за хорошую работу:
- в 2013 году музей занял 3 место в областном конкурсе музеев.
.
Цель работы музея заключается в воспитании гражданственности и патриотизма у учащихся школы через разнообразные виды деятельности.
Определены основные направления:
- поисковое,
- лекторское,
- оформительское,
- исследовательское.
Совет музея разрабатывает и осуществляет план музея, организует внеклассные мероприятия в соответствии с планом работы, продолжает работу по сбору и оформлению материалов музея.
В совет музея входят учащиеся 7-10 классов:
- Руководитель музея – Майорникова Н. П.
-ее заместитель – Карцева С. Д.
-
В сентябре, на организационном заседании ежегодно утверждается план работы музея, распределяются обязанности.
Представителями Совета музея ведется экскурсионная работа, встречи с ветеранами войны, уроки истории, внеклассные мероприятия - линейки мужества, классные часы и т.д.
За 2013-2014 учебный год проведено –12 экскурсий, в них приняло участие – 75человек.
№ |
Название экскурсии и лекции |
класс |
сроки |
1 |
История села |
2-5классы |
октябрь |
2 |
Ёлочная ая игрушка |
2-10 классы |
январь |
3 |
Как жили наши деды |
1-5классы |
Ноябрь- декабрь. |
4 |
Февраль – солдатский месяц |
4-11 классы |
февраль |
5 |
Православная женщина. |
2- 11классы |
март |
6 |
Наше село в годы ВОВ. |
1-11классы |
Апрель - май |
В работе музея сложились свои традиции: каждый год для учащихся 2-5 классов проводятся экскурсии по Залу Боевой славы по теме: «Они сражались за Родину. Наши земляки». Для учащихся 4-9 классов рассказывается лекции вкладе жителей нашего села в Победу над врагом. Ежегодно дети участвуют в торжественном митинге у памятника погибшим землякам, с особым трепетом и ответственностью готовят выступление перед жителями села.
Ежегодно в школе проводятсякраеведческие конференции, посвященные истории села.
Учителя истории и обществознания используют в своей работе материалы музея и компьютерные технологии. Учитель Майорникова Н.П. провела урок мужества на районном семинаре учителей истории «Я говорю с тобой из Ленинграда» с использованием ИКТ.
Школьный музей имеет тесную связь с краеведческими музеями района. Работники музея наглядно демонстрируют как необходимо вести сегодня работу по сбору материала, его оформлению и использованию. Учащиеся школы получили возможность использовать материалы, которые собраны в музее.
План проведения массовых мероприятий на базе музея на 2014-2015 учебный год.
№ п/п |
Мероприятие |
Сроки |
Ответственные |
Отметка о выполнении |
1. |
Экскурсии по истории села |
Сентябрь-октябрь |
Майорникова Н.П. |
|
2. |
Встреча с воинами – интернационалистами и воинами запаса. «Мы помним тебя солдат» |
февраль |
Карцева С.Д. |
|
3. |
Акция «Утро Победы» Участие в митинге. Встреча с членами клуба поиск «Неунываки». |
май |
Совет музея. |
|
4. |
Уроки мужества. |
Февраль-май |
Майорникова Н.П. Карцева С.Д. |
|
5. |
Линейка. День Победы. |
май |
Совет музея |
Сведения о проведении экскурсий, использовании экспозиции и материалов музея на уроках, занятиях кружков за 2014-2015учебный год.
№ |
Название экскурсий |
класс |
сроки |
История села Стегаловка |
2-3 классы |
Октябрь-январь |
|
Наши земляки в ВОВ (к 70-летию Победы) |
2-5 классы |
Февраль -май |
|
Наше село в годы ВОВ.(к 70-летию Победы). |
2-3 классы |
Октябрь - апрель |
|
4. |
Материалы музея используются, для подготовки уроков мужества, классных часов, посвященным Дню Победы.
Сведения о связи музея с научными учреждениями, общественными организациями.
Школьный музей имеет тесную связь с краеведческим музеями района. Работники музея наглядно демонстрируют как необходимо вести сегодня работу по сбору материала, его оформлению и использованию. Ребята частые гости Долгоруковского краеведческого музея и музея с. Стрелец.
Материалы о проводимой работе с ветеранами Великой Отечественной войны и других войн.
В школе проводится большая работа по знакомству учащихся с историей Великой Отечественной войны и других войн. Встречи с ветеранами, просмотр видеоматериалов, презентаций, посвященным данной тематике. »Учащиеся школы осуществляют посильную помощь ветеранам войны и труда, поздравляют их 23 февраля, 9 мая. Дети ответственно относятся к акции
«Мы помним тебя, солдат!»,
«Утро Победы».
Линейки, беседы, классные часы, уроки мужества воспитывают в учащихся патриотов своего Отечества.
В музее собран богатый материал в виде учебно-исследовательских работ, рефератов и презентаций по темам:
1.История села
История создания и названий деревень Стегаловского сельсовета
2. История школы в фотографиях разных лет
История школы. В начале пути.
Больница и госпиталь ППГ№ 2408 и ХППГ № 807
3.История Великой отечественной войны.
Боевой путь солдата (воспоминания,рассказы, личные фотографии.)
Герои Советского Союза – наши земляки.
Основные битвы Великой Отечественной войны.
Участники горячих точек и др.
Учетная документация:
Главная инвентарная книга – для фиксирования музейных экспонатов основного фонда.
Книга учёта вспомогательного фонда – для фиксирования музейных экспонатов научно-вспомогательного фонда.
Акты приёма – составляется при поступлении экспонатов от частных лиц, учреждений, организаций.
Книга регистрации актов приёма на постоянное хранение.
Журнал выдачи экспонатов во временное пользование.
Учетные карточки экспонатов.
Книга учета посещений
Книга отзывов и предложений
Экспозиции музея.
Презентацию вставить.
На базе музея работает краеведческий кружок « Наследники Победы».
Работа музея и кружка «Наследники Победы» строятсяв соответствии с утверждённым планом работы и основными целями и задачами.
При музее был создан актив из учащихся разных возрастов – с 7-го по 10 классы, изъявивших желание принимать участие в его работе.
На теоретических занятиях члены кружка ознакомились с типами музеев, с основными разделами школьного музея Боевой славы, познакомились с архивом музея. На практических занятиях они участвовали в систематизации архивных материалов, описании экспонатов, записи их в инвентарные книги, в составлении картотеки. В инвентарные книги занесены новые экспонаты, частично обновлены этикетки.
Также на практических занятиях пополнена картотека о героях войны, о важнейших сражениях Великой Отечественной войны, были подготовлены 3 доклада о земляках-участниках войны.
Подготовлены материалы для обновления стендов
«Об этом нельзя забыть»,
«Наши освободители»..,
«Война и дети»
Члены кружка занимались систематизацией фотоархива по истории школы. Продолжена работа по составлению «Алфавитной книги» учителей, работавших в Стегаловской средней школе с 1934 года по настоящее время.
Участники кружка приняли активное участие в уборке братских могил, памятников воинам, погибшим за освобождение села Стегаловка.
С целью пропаганды знаний о Великой Отечественной войне, воспитания патриотизма и уважения к ветеранам войны были организованы и проведены следующие мероприятия:
Перед музеем стоят следующие задачи:
- составить график посещения музея классами; классным руководителям заранее запланировать классные часы и экскурсии в музее.
Учебно- исследовательская деятельность музея.
За период с (2007 по 2014 ) год подготовлены следующие исследовательские работы;
№п/п |
Название учебно – исследовательской работы. |
Год |
Результаты |
1 |
История костюма 20-го века в истории села |
2007 |
1-е м. в районной конф. |
2 |
Письмо из прошлого. |
2007 |
4-е м. на областной конф. |
3 |
Сестра милосердия |
2010 |
1-е в район. |
4 |
Участники последнего удара |
2012 |
1-е в район. |
5 |
Социальная застройка села в годы «застойной» экономики. |
2009 |
2-е в район. |
6 |
Раскулачивание и коллективизация в селе Стегаловка как процесс уничтожения русского крестьянства. |
2011 |
2-е в район.конф. |
7 |
Ордена Великой Отечественной и мои земляки. |
2010 |
2-е в район. |
8 |
Изготовление ковров в кустарных (домашних) условиях. |
2013 |
1-е в район. 4-е в обл.конф. |
9 |
Сегаловская МТС в годы Великой Отечественной войны и вклад её работников в Победу над фашистской Германией. |
2010 |
1-е в район. конф. |
10 |
Вероятность возникновения села Стегаловка в конце 16-го века. |
2014 |
2-е в район. |
11 |
Поэты земли стегаловской. |
2009 |
2- в район. |
12 |
Лапти как признак сословности и основная обувь крестьян села Стегаловка Елецкого уезда Орловской губернии. |
2014 |
2-е в район.конф. |
13 |
Женское лицо войны. |
2010 |
1-е в район. конф. |
14 |
Деятельность военных госпиталей на территории села Стегаловка в годы ВОВ и участие в ней местных жительниц. |
2011 |
1-е в обл. конф. 2-е на Всеросс. |
15 |
Стегаловская средняя школа в первое послевоенное десятилетие:восстановление, развитие, участие в общественной жизни. |
2014 |
1-е в район .конф |
16 |
В. К. Барченко – первый елецкий нотариус и общественный деятель. |
2014 |
1-е в район .конф. |
17 |
Боевой путь Б.А. Мухина, лётчика- истребителя, гвардии подполковника. |
2012 |
1-е в район .конф. |
Православное направление деятельности музея.
Поскольку школа является светской организацией, то музей счёл возможным взять на себя работу с группой православных детей. Практически с ними приходится работать по той же самой программе, что и с остальными детьми, но уклон делать именно в православие. Здесь постоянный гость протоиерей Пётр, настоятель храма Успения Пресвятой Богородицы, который даёт советы, рекомендации, часто сам проводит занятия. Так с православными детьми были в 2013- 2014 учебном году проведены следующие мероприятия: