Школьный музей "История села"

  • Изменить
Опубликовано: 11.09.2014 Автор: stegadmin

МБОУ СОШ Стегаловская средняя общеобразовательная школа представляет музей « ИСТОРИЯ СЕЛА».

"Изучая предков, узнаем самих себя,
без знания истории мы должны
признать себя случайностями, не
знающими, как и зачем пришли
в мир, как и для чего живем,
как и к чему должны стремиться:"
В. О. Ключевский.

Краеведческий музей Стегаловской средней школы официально открылся в апреле 2009 года. Материалы для музея собирало не одно поколение юных краеведов. За эти годы были десятки ярких и незабываемых встреч с героями ратных подвигов и трудовых будней.

 

Программа деятельности музея: поисковая и учебно-исследовательская работа по истории и этнографии села и района, истории школы. В музее 600 экспонатов основного и вспомогательного фонда.

Это: письма, фото, журналы, награды, дневники, книги, медали, знамена, кубки, предметы быта, личные вещи, украшения, одежда, утварь, оружие, монеты, земля Священных мест России, иконы, посуда, наконечники дротиков средневековья, альбомы, буклеты, макеты, стенды, проспекты.

Это: медали, фронтовые письма, награды, удостоверения к наградам, фото ветеранов войны, военные билеты, остатки оружия , найденного на территории села, записные книжки, планшеты, стенды, проспекты. В музее проводятся обзорные тематические экскурсии, уроки мужества и встречи. На материалах школьного музея проводятся внеклассные мероприятия: беседы, устные журналы, лекции и уроки истории. Ребята неоднократно являлись участниками областных и районных краеведческих конференций, за что были награждены грамотами и дипломами.

Музей занимает три просторных зала.

   Зал «История села».

Наше село основано в Дикой степи, на окраине Московского государства в конце 16-го века. По всей вероятности, сначала это была одна из сторож, расставленных вокруг пограничного Ельца, для защиты от кочевников со стороны Дикого поля. По легенде, сохранившейся в памяти старожилов, сначала на вышке постоянно дежурили четыре казака. Самые распространённые местные фамилии - Григорьевы, Лукины, Пашковы, Саввины. Село никогда не было крепостным, а представляло собой мелкую казачью вольницу.

В конце 19-го века село было крупным волостным центром. Здесь было волостное правление с приставом, военно –конный участок со становым приставом, арестный дом, трактир, земская больница, изба – читальня, народное училище (школа), церковно – приходская школа, Успенская церковь, каменная, построенная в 1777году. До этого в селе была деревянная церковь, которая сгорела. Рядом с ней, на территории современной администрации находилась часовня. В музее находится постоянная экспозиция «Духовное наследие». Она включает в себя несколько ценных экспонатов. Это обломок колокола, сохранившийся с богоборческих времён и, обнаруженный при восстановлении храма. Он был передан музею протоиереем Петром. Это фрагмент старинной Плащаницы, псалтирь 19-го века для обучения детей чтению. Сохранились фотографии разрушенного храма.

История нашего села неотделима от истории страны. Экспонаты – свидетели всех этих исторических событий присутствуют в этом зале. Село было и остаётся самым крупным в районе. Одним из первых балтийский матрос Семён Лукин устанавливал в селе советскую власть. Здесь в 1923 году созданы первые комсомольская и пионерская организации. На территории села образовывались ТОЗы, известен ей и опыт Коммуны, здесь же был организован первый колхоз, затем второй, третий. Всего их на территории села было 11. В 1928 году открыта первая МТС, вначале 30-х первая и единственная в районе средняя школа (ШКМ) Трудно приходилось первым колхозникам. Основной тягловой силой были волы и лошади. Все работы выполнялись вручную. С 1957 г. начинается история колхоза «Заря коммунизма». Основное направление – полеводство и животноводство. В этом зале представлен материал о передовиках производства, о первом председателе объединённого колхоза кавалере Ордена Ленина, Григорьеве Павле Григорьевиче. Здесь имеются награды ВДНХ за высокие достижения тружеников совхоза, памятные знамёна. В 2002 г. колхоз распался и вошёл в состав СПК.

Большая экспозиция посвящена истории школы. Здесь помещены различные экспонаты, благодаря которым можно представить, какой была школа 20-го века. Можно посидеть за старой партой, полистать старые учебники, примерить пионерские пилотки и галстуки, рассмотреть школьную форму и всю пионерскую атрибутику: горн, барабан, знамёна и флаги. Всё многообразие школьных ТСО, начиная со старинных напольных счетов, ручек с пёрышком до компьютеров размещено в витринах. На стенах находятся стенды с фотографиями учителей, картины начала 20-го века местного художника Павла Рощупкина, карта почвенных ресурсов колхоза «Заря коммунизма», этнографическая вышивка кружевной артели, Переходящее Красное знамя, вымпелы победителей соцсоревнования и многое другое. В витринах хранятся многочисленные документы по истории школы, коллективизации, социальной застройке села. Отдельная витрина занята денежными знаками различного достоинства и времени. Много экспонатов из советского и досоветского периода: музыкальные инструменты, посуда, утюги. Самовары, фотоаппараты, радиоприёмники, проигрыватели, магнитофоны и многое другое.

Зал «Крестьянская изба».

Добро пожаловать в настоящую крестьянскую избу. Красный угол избы – почетное место. Здесь размещены иконы, горит лампада. Всякий гость, входивший в избу, у порога снимал шапку, трижды крестился и кланялся образам, а уж только потом здоровался с хозяевами. В красный угол сажали самых дорогих гостей. Во время свадьбы здесь сидели молодые.

Душой русской избы была печь. «Догадлив крестьянин, на печи избу поставил,» - гласит русская пословица. В нашей избе макет настоящей русской печи в полный размер, с лежанкой, с припечком и подпечью. Печь имела удобные приспособления. Например, в боковой стене делались не глубокие ниши, печурки, где сушили носки и варежки. Печь давала людям тепло, в ней готовили пищу.

Угол возле печи был рабочим местом хозяйки дома и назывался «бабий кут». Есть ухваты и кочерга, ушат, чаплейка, нехитрая крестьянская посуда: глиняные горшки, кувшины, крынки, деревянные ложки.

Мебели в избе немного: стол, лавки, скамьи, сундуки, посудные полки. В сундуках крестьяне хранили одежду. Их количеством в доме измеряли достаток семьи. Мастерили из дерева, а обивали для прочности железными полосами .Убранство избы хлопчатобумажное, много вышивки:

   рушники, накидки на сундуке, наволочки на подушках, отдельные салфетки. Особую ценность в нашей избе имеет настенный льняной ковёр и половички кустарного производства. Почётное место занимает самодельный наряд девушки начала 20-го века. У печи стоит чугунная заслонка, изготовленная на тульском заводе Демидова. На полу корзины, севалки. В углу стоит коромысло и деревянная лопата для провеивания зерна на току. У печи, на стене висят лапти. Одна стена полностью занята крестьянскими орудиями труда и быта: серпы, ножницы для стрижки овец, цеп для вымолачивания зерна, гребни для расчёсывания овечьей шерсти, прялка, фрагмент ткацкого станка.

Здесь есть люлька для ребёнка и колыбель. Все экспонаты этого зала имеют особую ценность.

Старинные украшения, самовары, утюги, чугуны, глиняные кувшины, ручную маслобойку, часы с кукушкой, - всё это можно увидеть в крестьянской избе. Украшают этот зал вышивки гладью и крестом, узорчатые плетения, накидки и рушники местных рукодельниц.

Зал «Боевой Славы».

В зале «Боевой Славы» собран богатый материал о Великой Отечественной войне. Это документы, награды, письма, фотографии. Немые свидетели войны: гильзы, снаряды, осколки оружия, штыки, пулемётные ленты, найденные на территории нашего села и подаренные членами областного поискового клуба « Неунываки».

Центральное место в зале боевой славы занимают стенды со списками погибших односельчан и кавалеров боевых орденов Красной Звезды, Славы, и Отечественной войны. Родина доверила им свою судьбу. Они же, не щадя своей жизни, боролись за наш мирный день и победили. В память о них составлен альбом «Ветеранам Великой Отечественной войны посвящается…»Противоположная стена занята стендами «Стегаловская больница во время Великой Отечественной войны», «Стегаовская МТС в годы ВОВ», « Наша школа в годы войны», »Воины интернационалисты».

Витрины заполнены документами, письмами, фотографиями, наградами. Немые свидетели войны: гильзы, снаряды, осколки оружия, штыки, пулемётные ленты, найденные на территории нашего села и подаренные членами областного поискового клуба « Неунываки». Отдельное место занимает витрина с армейской формой разных лет, подаренной бывшими военнослужищими – выпускниками школы. Оформлены альбомы: »Их приняла стегаловская земля», « Они спасли мир», «Помнит мир спасённый» и др. Особую ценность имеет земля с полей сражений: Прохоровки, Сталинграда, Подмосковья,Ленинграда.

Собран и представлен в этом зале музея материал о земляках, выполнявших интернациональный долг в Афганистане, отражает экспозиция «Афганистан болит в моей душе…», а экспозиция «Не для войны рождаются солдаты, а для того, чтоб не было войны…» рассказывает о ветеранах чеченской войны.

За годы существования музея его посетили много людей. Многие оставили записи о своих впечатлениях в книге отзывов.

Неоднократно наш музей награждён дипломами, как победитель районного смотра – конкурса школьных музеев, был победителем областных слётов, конференций.

Музей – гордость школы, частица нашей жизни. Это незатухающий очаг, здесь горит и не гаснет огонь любви к родному краю, к его людям.

В зале Боевой Славы проходят Уроки Мужества, экскурсии, встречи с ветеранами.      

Положение о музее муниципального общеобразовательного учреждения МБОУ СОШ Стегаловская средняя общеобразовательная школа.

1.Общие положения
    Музей «История села»(далее Музей) является систематизированным, тематическим собранием подлинных памятников истории, культуры , комплектуемых, сохраняемых и экспонируемых в соответствии с действующими правилами.
    В основе поисковой и собирательской деятельности Музея лежит краеведческий принцип.

    2.Основные понятия
    Музейный предмет – памятник материальной или духовной культуры, объект природы, поступивший в музей и зафиксированный в инвентарной книге.
    Музейное собрание – научно организованная совокупность музейных предметов и научно-вспомогательных материалов.
    Комплектование музейных фондов – деятельность Музея по выявлению, сбору, учету и описанию музейных предметов.
    Книга поступлений – основной документ учета музейных предметов.
    Экспозиция – выставленные на обозрение в определенной системе музейные предметы (экспонаты).

    3.Цели и задачи:
    Музей способствует:
        - воспитанию у детей и подростков края патриотизма, гражданственности, бережного отношения к традициям, культуре и истории своего и других народов;
        - приобщению детей и подростков к историческому и духовному наследию Костромского края через практическое участие в сборе и хранении документов, изучении и благоустройстве памятников.
    Задачами Музея являются:
        - использование культурных ценностей города и края для развития детей и подростков;
        - содействие в организации и проведении учебно-воспитательного процесса;
        - охрана и пропаганда памятников истории, культуры и природы родного города, края;
        - активная экскурсионно-массовая работа с обучающимися, с населением, тесная связь с ветеранскими и общественными объединениями;
        - формирование фонда Музея и обеспечение его сохранности.

    4.Содержание и формы работы
    Музей принимает участие в плановых аттестациях, выставках, конкурсах, смотрах, включаются в программы культурно-патриотического и молодежного движения
    Совет Музея:
        - изучает литературно-исторические и другие источники соответствующей профилю музея, тематики;
        - систематически пополняет фонды Музея путем активного поиска в туристских походах, экскурсиях;
        - ведет строгий учет фондов в инвентарной книге, обеспечивает сохранность музейных предметов;
        - создает и обновляет экспозиции, выставки;
        -проводит экскурсионно-лекторскую и массовую работу для обучающихся и населения;

    5. Организация деятельности Музея
    Создание Музея является результатом целенаправленной, творческой поисково-исследовательской работы обучающихся и педагогов по теме, связанной с историей, культурой, природой родного края, и возможно при наличии:
        -актива обучающихся, способного осуществлять систематическую поисковую, фондовую, экспозиционную, культурно-просветительскую работу;
        -руководителя-педагога и активного участия в этой работе педагогического коллектива;
        -собранной и зарегистрированной в инвентарной книге коллекции музейных предметов, дающей возможность создать Музей определенного профиля;
        -экспозиций, отвечающих по содержанию и оформлению современным требованиям;
-помещения, площадки и оборудования, обеспечивающих сохранность музейных предметов и условия их показа;

    6. Функции Музея
    Основными функциями Музея являются:
        -документирование природы, истории и культуры родного края;
        -осуществление музейными средствами деятельности по воспитанию, обучению, развитию, социализации обучающихся;
        -организация культурно-просветительской, методической, информационной и иной деятельности, разрешенной законом;
        -развитие детского самоуправления.

    7.Учет и обеспечение сохранности фондов Музея
    Учет музейных предметов собрания Музея осуществляется раздельно по основному и научно-вспомогательному фондам:
        -учет музейных предметов основного фонда (подлинных памятников материальной и духовной культуры, объектов природы) осуществляется в книге поступлений музея;
        -учет научно-вспомогательных материалов (копий, макетов, диаграмм и т. п.) осуществляется в книге учета научно-вспомогательного фонда.
    Закрепление музейных предметов и музейных коллекций в собственность МБОУ СОШ с. Стегаловка производится собственником в соответствии с законодательством Российской Федерации на праве оперативного управления.
    Ответственность за сохранность фондов Музея несет руководитель образовательного учреждения.
    Хранение в Музеях взрывоопасных и иных предметов, угрожающих жизни и безопасности людей, категорически запрещается.
    Хранение огнестрельного и холодного оружия, предметов из драгоценных металлов и камней осуществляется в соответствии с действующим законодательством.

    8. Руководство деятельностью Музея
    Общее руководство деятельностью Музея осуществляет руководитель МОУ Стегаловская СОШ
    Непосредственное руководство практической деятельностью Музея осуществляет руководитель Музея, назначенный приказом по образовательному учреждению –Майорникова Н.П. – учитель истории..

    9. Реорганизация (ликвидация) Музея
    Вопрос о реорганизации (ликвидации) Музея, а также о судьбе его коллекций решатся учредителем по согласованию с вышестоящим органом управления образованием.
    Для передачи фондов Музеев в государственный или общественный Музей создается специальная музейная комиссия.

Программа работы музея

«ИСТОРИЯ СЕЛА

Составила:

МАЙОРНИКОВА Н. П. – учитель истории, руководитель музея.

                                         2014 г.

                              

Пояснительная записка

Необходимость создания в МБОУ Стегаловская СОШ краеведческого музея возникла в1985 году. Привлечение учащихся к поисковой и исследовательской деятельности позволяет сделать детей заинтересованными участниками процесса, т.е. субъектами, а не объектами воспитания.

Человек должен воспитываться на исторических, культурных традициях своего народа, должен помнить о прошлой жизни своих предков, их быте, промыслах и героическом прошлом.
С этой целью была создана программа работы школьного краеведческого музея «История села», которая предполагает изучение малой родины с точки зрения её истории, развития народных промыслов и культурных традиций, исследования условий жизни и труда в мирное и военное время жителей села.

С раннего возраста человек начинает осознавать себя частицей своей семьи, своей нации, своей Родины. Школьный музей вносит достойную лепту в воспитание патриотизма учащихся и помогает воспитать в наших детях чувство достоинства и гордости, ответственности и надежды, раскрывает истинные ценности семьи, нации и Родины.

Цели:

1. Способствовать воспитанию любви к родному краю, к его истории, культуре, быту, языку, расширению знаний об Отечестве, о своей малой родине;
2. Вырабатывать духовно-нравственные ориентиры у детей, приобщать их к здоровому, деятельному, творческому образу жизни;
3. Формировать у учащихся научно-исследовательское мировоззрение;
4. Способствовать социальной адаптации школьников, их профориентации;
5.Развивать и сохранять лучшие традиции школы, села.

Задачи:

1. Знакомить обучающихся с историей, бытом, традиционной культурой края.
2. Собирать материал, связанный с историческими событиями, жизнью и бытом людей, старинными обрядами, обычаями, праздниками, с народным языком;
3. Приобщать школьников к местной литературе, живописи;
4. Способствовать развитию навыков поисковой, научно-исследовательской деятельности;

5. Распространять знания, полученные в результате поисково-исследовательской работы, среди учителей, школьников, родителей;

Содержание (разделы)

1. Работа с активом музея.
• Обучение актива основам музееведения.
• Распределение между активистами музея определенных участков работы.
• Совместная теоретическая и практическая работа в музее.
• Совместное совершенствование содержания музейной комнаты и музейной работы.
• Организация соревнования между классами по основным направлениям деятельности музея: поисковой, благотворительной, творческой.
• Участие в издательской деятельности.

2. Поисково-собирательская работа и работа с фондами.
• Сбор предметов старинного быта, документов, фотографий, изделий, связанных с народным творчеством, ремеслом.
• Изготовление макетов частей крестьянской избы и усадьбы, предметов домашнего обихода, различных видов народной одежды.
• Приведение поступивших экспонатов в экспозиционный вид.
• Ведение учетной документации.
• Составление картотеки музейных предметов.
• Создание условий для хранения экспонатов и коллекций.

3. Научно-исследовательская деятельность.
• Запись народной лексики, связанной с предметами быта, с устройством русской избы, с орудиями и процессами крестьянского труда, одеждой и обувью, едой и напитками, ненормативной лексикой местного говора, составление тематических картотек.
• Собирание произведений фольклора: народных песен, частушек, сказок, загадок, пословиц, прибауток.
• Запись народных праздников, обрядов, обычаев, суеверий.
• Накапливание материалов по истории села Стегаловка.
• Написание рефератов учащимися на темы, связанные с историей, традиционной культурой, бытом, языком народа.
• Исследовательская деятельность руководителя музея, систематическое обобщение опыта.

4. Научно-экспозиционная работа.
• Формирование коллекций экспонатов.
• Создание и описание экспозиций.
• Организация постоянных (с изменением и пополнением) и временных выставок и экспозиций экспонатов, литературы, тематических материалов, творчества и достижений учащихся, учителей, родителей.

5. Экскурсионно-массовая работа.
• Разработка экскурсионных тем, подбор и систематизация соответствующих материалов.
• Проведение экскурсий, бесед, уроков, устных журналов, классных часов и т.п.
• Дни открытых дверей.
• Творческие отчеты.
• Использование музейных предметов на уроках и во внеклассной работе.

6. Творчество учащихся, ремесло.
• Проведение в музее занятий кружков, связанных с краеведением.
• Организация выставок творческих работ школьников, их достижений.
• Привлечение учащихся для демонстрации в музее поделок, изделий рукотворного мастерства.
• Организация соревнования между детьми и классами в творческой деятельности, постоянное подведение итогов.

7. Методическая, консультативная работа.
• Составление и дополнение лекций, бесед, тематических картотек, ведение учетной документации.
• Обучение и подготовка активистов музея для проведения экскурсий и т.д.
• Проведение семинаров, педмастерских, методических часов, связанных с лингвокраеведением, с музейной и краеведческой работой, для учителей школы и района.
• Консультации, практические занятия по работе с рефератами, проведению мероприятий и уроков с краеведческой тематикой, составлению программ и т.д.

8. Презентационная и издательская деятельность.
• Отражение деятельности музея в различных информационных источниках: на стендах музея

• Составление буклетов по школьному музею и его экспозициям.
9. Укрепление материально-технической базы музея.
• Изготовление стендов, витрин, макетов.

Методы и формы

Методы: словесные, наглядные, практические; репродуктивные и проблемно-поисковые.
Формы: экскурсия, беседа, лекция, практическое занятие, семинар, посиделки, выставка, устный журнал, путешествие, творческий отчет, встреча с интересными людьми, праздник, консультация, научная конференция.

Отслеживание результатов

• Ведение «Книги отзывов».
• Анкетирование, опросы.
• Творческие отчеты перед учителями, учащимися, родителями.
• Выставки собранных материалов, экспонатов, творческих и исследовательских работ.
• Систематическое подведение итогов по разным направлениям деятельности музея.
• Обобщение опыта работы музея.
Условия реализации Программы

• Использование всех возможностей музея в ознакомлении учащихся с историей, бытом, традиционной культурой, местным говором.
• Систематическая научно-исследовательская работа в музее.

Результат реализации программы

Создан школьный музей в соответствии с требованиями.

Реализация потребности детей в деятельности по интересам.

Самореализация ребят в дополнительном образовании, в выборе будущей профессиональной деятельности.

Более высокий уровень патриотизма к малой родине, влияющего на отношение к своей стране, своему народу.

Выработана чёткая система учебно –исследовательской деятельности по краеведению.

Музей - центр воспитательной работы школы, дополнительного образования детей.

 

Информационная карта

 

п/п

Перечень необходимых сведений

Сведения о музее, принимающем участие в конкурсе

1

Наименование музея, почтовый адрес, контактные телефоны

Школьный музей «История села». с. Стегаловка Долгоруковского района, Липецкой области.

Ул. Школьная, д №5.

2

Фамилия, имя, отчество руководителя музея, должность, стаж музейной деятельности

Майорникова Н.П. -руководитель музея-учитель истории и обществознания.

Стаж музейной деятельности-25лет

3

Профиль музея.

Комплексно-краеведческий.

4

Год основания

2009 г.

5

Статус музея

Свидетельство №12868

6

Источники финансирования музея, банковские реквизиты

нет

7

Краткая характеристика помещения, в котором расположен музей

Музей находится в отдельном помещении ,занимает общую площадь 60 кв. м.   В музее 3 выставочных зала, освещение электрическое, три оконных проёма. Музей надежно закрывается деревянной дверью.

8

Наличие постоянной экспозиции с названием основных разделов, год создания экспозиции

«Уголок Боевой славы

«Крестьянская изба».

«История села».

9

Фонды музея, количество экспонатов основного и научно-вспомогательного фондов, наличие основного фондового помещения

Основной фонд – 600

Вспомогательный музей -80

10

Материально-техническое состояние (техническая оснащенность, наличие музейного оборудования, оргтехники)

Персональный компьютер,

локальная сеть, принтер, сканер, Интернет.

11

Основной штат сотрудников (количество)

2 чел.на общественных началах: Майорникова Н. П. –учитель истории;

Карцева С. Д. – учитель биологии.

ПЛАН РАБОТЫ ШКОЛЬНОГО МУЗЕЯ

п/п

Название мероприятий

Сроки

Ответственный

Отметка о выполнении

Организационная работа

1

Утверждение состава совета  и актива музея

сентябрь

Майорникова Н. П.

 

2

Встречи членов совета музея по направлениям работы

по мере необходимости

Майорникова Н. П.

 

3

Организация работы секторов:

  • поисково-исследовательского,
  • эксурсионно - пропагандистского,
  • экспозиционного,
  • учета и хранения,
  • хозяйственного.
    • жителях села
    • ветеранах труда истории развития села
 

Члены совета музея

 

4

Проведение экскурсий

По требованию.

Майорникова Н. П. члены совета музея

 

Поисково-собирательная работа

5

Пополнение содержания альбома по истории села.

в течение года

Майорникова Н.П.

 

6

Сбор материалов о:

в течение года

Майорникова Н.П.

совет музея

 

Исследовательская работа

7

 

Праздничная одежда.

«Русская печь».

« Русская балалайка».

« История одной прялки, и др.

Декабрь,

Январь, апрель

Майорникова Н. П.,

члены актива музея

 

Фондовая работа

8

Учет и хранение

в течение года

Майорникова Н.П.

 

9

Инвентаризация фондов

Карцева С.Д.

 

10

Нумерация предметов фонда

Карцева .Д.

 

12

Обновление мест хранения письменных предметов фонда

Майорникова Н. П. Карцева С. Д.

 

Экспозиционная работа

13

Обновить содержание витрин музея

сентябрь-ноябрь

Майорникова Н.П.

Карцева С. Д.

 

14

Обновление экспозиций

в течение года

Майорникова Н.П.

Карцева С. Д.

 

Эксукрсионно-массовая работа

15

. Конкурс сочинений, очерков, рефератов, стихотворений «Наш край в да­ле­ком прош­лом»

ноябрь

члены актива музея

 

16

История села

октябрь

Майорникова Н. П.

 

17

На­ша гор­дость – вы­пуск­ни­ки

февраль

Карцева С.Д.

 

18

"Все начинается с учителя…”

 

Майорникова   Н.П.

 

19

Участники локальных войн и вооруженных конфликтов

февраль-май

Майорниковаа Настя и члены актива музея

 

20

Бы т селян

январь

   

21

Вклад односельчан в ВОВ

апрель-май

Майорникова Н.П.

члены актива музея

 

 

Характеристика музея

Материалы музея посвящены истории нашего села. Музей комплексно-краеведческий. Он находится в отдельном помещении. Руководителем музея является Майорникова Н. П. –учитель истории и обществознания.

Музей создан в 2009г.

Материалы музея собираются 25 лет. Начало было положено в 1990-ом году. В настоящее время в нашем музее насчитывается 600 экспонатов, которые представлены как на стендах, так и в фондах.

В музее представлены следующие постоянные экспозиции:

-   Зал Боевой славы.

- Они защищали Родину.

- История села:

-         История школы.

-         История больницы.

-         Крестьянская изба.

-         Этнографический отдел.

-         Духовная жизнь села.

-         Село в годы социализма.

-         Коллективизация в селе.

-         Застройка села в годы развитого социализма.

-         Денежные знаки СССР и постсоветского пространства в годы «перестройки».

-         Военная форма Советской армии.

-         Воины интернационалисты.

Экспонатов основного фонда – 600

Экспонатов вспомогательного фонда –80

Музей награжден грамотами за хорошую работу:

- в 2013 году музей занял 3 место в областном конкурсе музеев.

.

Цель работы музея заключается в воспитании гражданственности и патриотизма у учащихся школы через разнообразные виды деятельности.

Определены основные направления:

- поисковое,

- лекторское,

- оформительское,

-   исследовательское.

Совет музея разрабатывает и осуществляет план музея, организует внеклассные мероприятия в соответствии с планом работы, продолжает работу по сбору и оформлению материалов музея.

В совет музея входят учащиеся 7-10 классов:

- Руководитель музея – Майорникова Н. П.

-ее заместитель – Карцева С. Д.

-

В сентябре, на организационном заседании ежегодно утверждается план работы музея, распределяются обязанности.

Представителями Совета музея ведется экскурсионная работа, встречи с ветеранами войны, уроки истории, внеклассные мероприятия - линейки мужества, классные часы и т.д.

За 2013-2014 учебный год проведено –12 экскурсий, в них приняло участие – 75человек.

Название экскурсии и лекции

класс

сроки

1

История села

2-5классы

октябрь

2

Ёлочная ая игрушка

2-10 классы

январь

3

Как жили наши деды

1-5классы

Ноябрь- декабрь.

4

Февраль – солдатский месяц

4-11 классы

февраль

5

Православная женщина.

2- 11классы

март

6

Наше село в годы ВОВ.

1-11классы

Апрель - май

В работе музея сложились свои традиции: каждый год для учащихся 2-5 классов проводятся экскурсии по Залу Боевой славы по теме: «Они сражались за Родину. Наши земляки». Для учащихся 4-9 классов рассказывается лекции вкладе жителей нашего села в Победу над врагом. Ежегодно дети участвуют в торжественном митинге у памятника погибшим землякам, с особым трепетом и ответственностью готовят выступление перед жителями села.

Ежегодно в школе проводятсякраеведческие конференции, посвященные истории села.

Учителя истории и обществознания используют в своей работе материалы музея и компьютерные технологии. Учитель Майорникова Н.П. провела урок мужества на районном семинаре учителей истории «Я говорю с тобой из Ленинграда» с использованием ИКТ.

Школьный музей имеет тесную связь с краеведческими музеями района. Работники музея наглядно демонстрируют как необходимо вести сегодня работу по сбору материала, его оформлению и использованию. Учащиеся школы получили возможность использовать материалы, которые собраны в музее.

План проведения массовых мероприятий на базе музея на 2014-2015 учебный год.

п/п

Мероприятие

Сроки

Ответственные

Отметка о выполнении

1.

Экскурсии по истории села

Сентябрь-октябрь

Майорникова Н.П.

 

2.

Встреча с воинами – интернационалистами и воинами запаса.   «Мы помним тебя солдат»

февраль

Карцева С.Д.

 

3.

Акция «Утро Победы»

Участие в митинге. Встреча с членами клуба поиск «Неунываки».

май

Совет музея.

 

4.

Уроки мужества.

Февраль-май

Майорникова Н.П.

Карцева С.Д.

 

5.

Линейка. День Победы.

май

Совет музея

 

Сведения о проведении экскурсий, использовании экспозиции и материалов музея на уроках, занятиях кружков за 2014-2015учебный год.

Название экскурсий

класс

сроки

 

История села Стегаловка

2-3 классы

Октябрь-январь

 

Наши земляки в ВОВ (к 70-летию Победы)

2-5 классы

Февраль -май

 

Наше село в годы ВОВ.(к 70-летию Победы).

2-3 классы

Октябрь - апрель

4.

     

Материалы музея используются, для подготовки уроков мужества, классных часов, посвященным Дню Победы.

Сведения о связи музея с научными учреждениями, общественными организациями.

Школьный музей имеет тесную связь с краеведческим музеями района. Работники музея наглядно демонстрируют как необходимо вести сегодня работу по сбору материала, его оформлению и использованию. Ребята частые гости Долгоруковского краеведческого музея и музея с. Стрелец.

Материалы о проводимой работе с ветеранами Великой Отечественной войны и других войн.

В школе проводится большая работа по знакомству учащихся с историей Великой Отечественной войны и других войн. Встречи с ветеранами, просмотр видеоматериалов, презентаций, посвященным данной тематике. »Учащиеся школы осуществляют посильную помощь ветеранам войны и труда, поздравляют их 23 февраля, 9 мая. Дети ответственно относятся к акции

«Мы помним тебя, солдат!»,

«Утро Победы».

Линейки, беседы, классные часы, уроки мужества воспитывают в учащихся патриотов своего Отечества.

В музее собран богатый материал в виде учебно-исследовательских работ, рефератов и презентаций по темам:

1.История села

История создания и названий деревень Стегаловского сельсовета

2. История школы в фотографиях разных лет

История школы. В начале пути.

Больница и госпиталь ППГ№ 2408 и ХППГ № 807

3.История Великой отечественной войны.

Боевой путь солдата (воспоминания,рассказы, личные фотографии.)

Герои Советского Союза – наши земляки.

Основные битвы Великой Отечественной войны.

Участники горячих точек и др.

Учетная документация:

Главная инвентарная книга – для фиксирования музейных экспонатов основного фонда.

Книга учёта вспомогательного фонда – для фиксирования музейных экспонатов научно-вспомогательного фонда.

Акты приёма – составляется при поступлении экспонатов от частных лиц, учреждений, организаций.

Книга регистрации актов приёма на постоянное хранение.

Журнал выдачи экспонатов во временное пользование.

Учетные карточки экспонатов.

Книга учета посещений

Книга отзывов и предложений

Экспозиции музея.

Презентацию вставить.

На базе музея работает краеведческий кружок « Наследники Победы».

Работа музея и кружка «Наследники Победы» строятсяв соответствии с утверждённым планом работы и основными целями и задачами.

При музее был создан актив из учащихся разных возрастов – с 7-го по 10 классы, изъявивших желание принимать участие в его работе.

На теоретических занятиях члены кружка ознакомились с типами музеев, с основными разделами школьного музея Боевой славы, познакомились с архивом музея. На практических занятиях они участвовали в систематизации архивных материалов, описании экспонатов, записи их в инвентарные книги, в составлении картотеки. В инвентарные книги занесены новые экспонаты, частично обновлены этикетки.

Также на практических занятиях пополнена картотека о героях войны, о важнейших сражениях Великой Отечественной войны, были подготовлены 3 доклада о земляках-участниках войны.

Подготовлены материалы для обновления стендов

«Об этом нельзя забыть»,

«Наши освободители»..,

«Война и дети»

Члены кружка занимались систематизацией фотоархива по истории школы. Продолжена работа по составлению «Алфавитной книги» учителей, работавших в Стегаловской средней школе с 1934 года по настоящее время.

Участники кружка приняли активное участие в уборке братских могил, памятников воинам, погибшим за освобождение села Стегаловка.

С целью пропаганды знаний о Великой Отечественной войне, воспитания патриотизма и уважения к ветеранам войны были организованы и проведены следующие мероприятия:

  • урок мужества «Москва в солдатской шинели» (72 года разгрома немецко-фашистских войск под Москвой). Большую помощь в подготовке и проведении оказала классный руководитель 10-го класса Карцева С.Д.
  • в день подвига Зои Космодемьянской для учащихся начальной школы была проведена лекция о героине, сопровождавшаяся компьютерной презентацией). В музее состоялась выставка .
  • шире привлекать к работе учащихся среднего звена;
  • четче проводить занятия;
  • чаще привлекать кружковцев к проведению массовых мероприятий в музее;
  • усилить поисковую работу, сделав её частью воспитательной работы музея.

Перед музеем стоят следующие задачи:

- составить график посещения музея классами; классным руководителям заранее запланировать классные часы и экскурсии в музее.

Учебно- исследовательская деятельность музея.

За период с (2007 по 2014 ) год подготовлены следующие исследовательские работы;

№п/п

Название учебно – исследовательской   работы.

Год

Результаты

1

История костюма 20-го века в истории села

2007

1-е м. в районной конф.

2

Письмо из прошлого.

2007

4-е м. на областной конф.

3

Сестра милосердия

2010

1-е в район.

4

Участники последнего удара

2012

1-е в район.

5

Социальная застройка села в годы «застойной» экономики.

2009

2-е в район.

6

Раскулачивание и коллективизация в селе Стегаловка как процесс уничтожения русского крестьянства.

2011

2-е в район.конф.

7

Ордена Великой Отечественной и мои земляки.

2010

2-е в район.

8

Изготовление ковров в кустарных (домашних) условиях.

2013

1-е в район.

4-е в обл.конф.

9

Сегаловская МТС в годы Великой Отечественной войны и вклад её работников в Победу над фашистской Германией.

2010

1-е в район. конф.

10

Вероятность возникновения села Стегаловка в конце 16-го века.

2014

2-е в район.

11

Поэты земли стегаловской.

2009

2- в район.

12

Лапти как признак сословности и основная обувь крестьян села Стегаловка Елецкого уезда Орловской губернии.

2014

2-е в район.конф.

13

Женское лицо войны.

2010

1-е в район. конф.

14

Деятельность военных госпиталей на территории села Стегаловка в годы ВОВ и участие в ней местных жительниц.

2011

1-е в обл. конф.

2-е на Всеросс.

15

Стегаловская средняя школа в первое послевоенное десятилетие:восстановление, развитие, участие в общественной жизни.

2014

1-е в район .конф

16

В. К. Барченко – первый елецкий нотариус и общественный деятель.

2014

1-е в район .конф.

17

Боевой путь Б.А. Мухина, лётчика- истребителя, гвардии подполковника.

2012

1-е в район .конф.

Православное направление деятельности музея.

Поскольку школа является светской организацией, то музей счёл возможным взять на себя работу с группой православных детей. Практически с ними приходится работать по той же самой программе, что и с остальными детьми, но уклон делать именно в православие. Здесь постоянный гость протоиерей Пётр, настоятель храма Успения Пресвятой Богородицы, который даёт советы, рекомендации, часто сам проводит занятия. Так с православными детьми были в 2013- 2014 учебном году проведены следующие мероприятия:

  1. Православная женщина. ( Ко дню матери.)
  2. Праздник Рождества Христова.
  3. Концерт «Сретенье Господне».
  4. Пасха Господня. (Музыкально – литературная композиция.)
  5. Сергий Радонежский – Великий молитвенник о России и собиратель земель русских. (Урок православной группы).